Игры и упражнения, способствующие развитию эмоциональной сферы ребенка с нарушением коммуникативных навыков.
В современном обществе детям не хватает эмоционального контакта, общения, так как общение заменяется просмотром мультфильмов по телевизору и компьютерными играми. Всё чаще сталкиваемся с тем, что у воспитанников наблюдаются и речевые нарушения в сфере общения.
Для разрешения всех этих проблем мною предложена копилка игр и упражнений для развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста. Организация данных игр и упражнений способствуют снятию эмоционального напряжения, воспитания доброжелательных взаимоотношений между детьми, развивают коммуникативные способности, формируют умения осознавать и адекватно выражать свои переживания, способность сопереживать и замечать положительные качества других детей, умение считаться с интересами и мнениями своих сверстников, справедливо разрешать различные конфликтные, спорные ситуации.
При организации игры и упражнения сплачивают детский коллектив, дети лучше понимают друг друга, формируется чувство симпатии, уважение друг к другу, способствуют снятию психоэмоционального напряжения и тревоги. В игровой деятельности совершенствуются коммуникативные способности детей.
Подробнее: Игры и упражнения, способствующие развитию эмоциональной сферы ребенка с нарушением...
Нейрогимнастика как средство развития межполушарного взаимодействия у детей дошкольного возраста.
Уважаемые родители, мы предлагаем ряд упражнений, которые способствуют развитию мозга и снятию напряжения у ребенка.
Нейрогимнастика – это программа, которая активизирует естественные механизмы мозга при помощи физических движений. Включая в ежедневные занятия с ребенком гимнастику для мозга, мы тем самым повышаем эффективность занятий и возможный результат.
Эта методика позволяет:
- улучшить концентрацию внимания, памяти;
- эффективно развивать интеллектуальные и творческие способности;
- снять стресс, нервное напряжение;
- оптимизировать собственные резервы ребенка и др.
Все мы знаем, что мозг человека состоит из двух полушарий – левого и правого и каждое из них имеет свои специфические функции. При этом полушария развиты неодинаково. Для гармоничного развития обоих полушарий мозга и служит нейрогимнастика.
Памятка для родителей "Роль семьи в воспитании речи детей".
Каждый родитель мечтает о том, чтобы сын или дочь добился в жизни значительных успехов, сделал блестящую карьеру на поприще науки или в бизнесе, чтобы состоялся как личность, чтобы чувствовал себя свободно и уверенно.
Неполноценная речь отрицательно сказывается на развитии ребёнка, сдерживает формирование познавательных процессов, порождает отрицательные черты характера. Возникают проблемы с адаптацией к школьной жизни.
Дефект одной из цепочек в речевой системе влечёт за собой вторичные и третичные нарушения: общее недоразвитие речи, нарушение процессов письма и чтения, нарушение памяти, низкую концентрацию внимания, нарушения словесно - логического мышления.
Важнейшим условием для того, чтобы ребёнок овладел правильной речью, является та речевая атмосфера, в которую он погружён с первых дней своего существования. Поэтому для овладения грамотной речью неоценимо важна роль семьи.
Ваш ребёнок скоро пойдёт в школу… Вам хочется, чтобы он учился с интересом, радостью, старанием. Но всё ли Вы сделали для того, чтобы ребёнок был готов к этому? Достаточно ли развита его речь? Ведь от неё зависят его успехи в усвоении предметов школьной программы.
Развитию грамотной речи способствуют словесные игры. Джанни Родари утверждал, что именно в игре ребёнок свободно владеет речью, говорит то, что думает, а не то, что надо. В игре нет схем и правильных образов, ничто не сковывает ребёнка. Не поучать и обучать, а играть с ним, фантазировать, сочинять, придумывать- вот что необходимо ребёнку.
К 4-м годам у детей впервые отмечается пристрастие к играм в слова. Это естественное желание необходимо всячески поощрять, пусть игры будут интересными, весёлыми и даже азартными, именно благодаря словесным играм происходит становление культуры речи и общения. Игра- это основной вид деятельности дошкольников. Играя, ребёнок обогащает свой словарный запас, расширяет кругозор, развивает связную речь, у него формируется грамотность, создаются предпосылки письма.
Играя с ребёнком, будьте дружелюбны и уважительны к нему. Он должен чувствовать, что эти занятия - не скучная неизбежная повинность, а интересная, увлекательная игра, в которой он обязательно должен выиграть. Поощряйте его малейшие успехи и будьте терпеливы при неудачах.
Что же делать маме, если ребенок не говорит?
Ответ достаточно прост - создать «питательную» развивающую речевую среду. Что это за речевая среда?
1. Дома должны звучать аудиодиски с записями детских песенок, народных прибауток и потешек, сказок, стихов.
Причем нужны именно аудиозаписи, а не видео или телевизор, т.к. любая картинка отвлекает внимание малыша от слова. Наиболее любимые малышом стишки и песенки нужно проигрывать многократно, чтобы он их лучше запомнил и начал договаривать слова за диктором или певцом!
2. Очень важно рассказывать малышу сказки и истории. Любые! Но… именно рассказывать, а не читать по книжке!!!
Когда Вы рассказываете, то малыш видит Ваше лицо, Вы можете наблюдать за его реакцией. Вы интуитивно подстраиваете свою речь под Вашего ребенка, меняете интонацию, где-то делаете паузу. Можно рассказывать сказки на ночь (но не страшные), можно в течение дня сделать ежедневные «минутки сказок». Не важно, что Вы забудете или пропустите какие-то слова. На то они и сказки, что их «сказывают», а не «читают».
3. Рассматривайте с ребенком картинки.
Картинки должны быть четкие реалистические с крупным изображением без излишних деталей. Сами рассказывайте по картинке и задавайте малышу вопросы: «Кто это? Где живет? Как говорит? Куда он пошел? Где у него лапки, ушки, хвостик? Какие лапки? Маааааленькие. А какой хвостик? Большоооой, длиииинный. Какого цвета киска? Серенькая» и т.д. Даже если ребенок молчит, он все равно понимает Вашу речь и накапливает пассивный словарь слов, которые произнесет позже.
4. Разговаривая с малышом всегда называйте сначала полное «взрослое» слово, а затем его упрощенный вариант.
Например: « Вот едет машина биби. Что едет? Машинка едет и гудит: би-би-би, би-би-би. А это кто бежит? Собачка ав-ав бежит. Как говорит собачка? Ав-ав. Ав-ав- вот какая собачка!». Упрощенные слова помогут ребенку начать говорить. Ведь сразу слово «собачка» он произнести просто не в состоянии, а вот слово «ав-ав» ему вполне доступно.
Что поможет дошкольнику говорить?
Известно, что человек только тогда становится полноправным гражданином данного общества, когда взаимодействует с другими его членами. Когда происходит усвоение накопленного культурного опыта, когда осуществляется полноценный обмен этим опытом, когда устанавливаются межличностные контакты.
Всё это было бы невозможно без речи. Её роль в становлении ребёнка как личности невозможно переоценить. Речь способствует формированию интеллекта, увеличивает познавательную активность, значительно расширяет кругозор маленького человека. Нарушения речи у детей многообразны по своим проявлениям. Одни недостатки касаются только произношения, другие затрагивают процессы фонемообразования и выражаются не только в дефектах произношения, но и затруднения звукового анализа. Существуют нарушения, охватывающие как фонетико-фонематическую, так и лексико-грамматическую системы, что выражается в общем недоразвитии речи. Дети с общим недоразвитием речи являются основным контингентом логопедических групп дошкольных образовательных учреждений, составляют сложную, разнообразную группу по тяжести проявления дефекта и по природе его возникновения. Нарушение речи ограничивает речевое общение, может отрицательно влиять на формирование личности ребёнка. Речевые нарушения могут затронуть различные компоненты речи. Из-за отсутствия речевого общения, дети с таким показателем состояния речи отстают по развитию от своих сверстников. Такой показатель состояния речи оказывает отрицательное влияние на развитие личности ребёнка. Как же помочь ребёнку с общим недоразвитием речи? Как сделать логопедические занятия более эффективными?